Открываем сезон дикими «задесятками»

Уверен, что для любого поклонника карповой ловли весна – самое долгожданное время. Именно весной мы порой выезжаем на рыбалку даже не ради поимки рыбы, а для того, чтобы побыть на природе, закинуть удочки, поставить палатку, понаблюдать за водоемом и, если повезет, увидеть первые выходы карпа. Ведь за спиной долгая зима, которая сдерживала нас от выездов.
Однако в последние годы я все чаще замечаю, что большинство карпятников выезжают для открытия сезона на платные водоемы или на какие-нибудь соревнования, где имеется хорошая плотность рыбы. Конечно, это еще не говорит о том, что рыбалка будет результативной, особенно в условиях прессинга, но главным тут является именно плотность рыбы. Я же все чаще ловлю на диких водоемах, подвергаемых прессингу со стороны других «рыбаков» – браконьеров, которые нещадно выбивают пруды и реки. Согласитесь, поймать в такой воде, да еще и трофейную рыбу, порой бывает крайне сложно. Именно это меня и привлекает в ловле по диким местам. Да, конечно, во время любого выезда мне хочется поймать трофей, но не всегда это получается. Однако сезон 2018, который в нашем регионе начался значительно позже, чем в прошлом году, уже успел подарить мне двух прекрасных крупных диких рыб весом 10+. Теперь обо все по порядку.

Что такое дикарь в моем понимании?

По большому счету, таким водоемом можно считать любую лужу, которую никто не арендует, т. е. водоем является бесплатным, и к нему есть доступ как у обычного рыбака, так и у браконьера. Но если обычные рыбаки еще хоть как-то стараются ловить честными способами, то браконьеры, не стесняясь, выбивают всевозможными орудиями все живое в пруду. К сожалению, на бесплатных водоемах от этого никуда не деться. Это было, есть и, увы, будет! И мне, как человеку, который придерживается принципа поймал-отпусти, никогда этого не понять.
Дикие водоемы можно разделить на простые и сложные, перспективные и малоперспективные. Дело в том, что я неоднократно бывал на различных прудах, на которых проводил до 6 полных суток. Поверьте, за это время многое можно увидеть и понять. Причем раз на раз не приходится. Можно в первый же день распечатать пруд, а в следующий выезд не услышать даже пика за несколько суток. Крайне сложная ловля бывает иногда на этих дикарях. Вот пример из собственной практики: на одном водоеме я в первый же выезд поймал 2 рыбы, в следующий мне удалось взять 9 рыб (самая крупная 15.4 кг), а в третий выезд я не услышал даже пика. Да-да, бывает и такое! Как оказалось в дальнейшем, этот водоем очень сильно зависим от направления ветра.
Что значит простой водоем? В принципе, такое определение можно объединить воедино со словом перспективный. Под эту категорию у меня попадают закоряженные водоемы. И в наличии коряг есть несколько плюсов как для нас, так и для рыбы. Для нас это своеобразные маячки  точки, где нужно ловить. Ведь мы прекрасно знаем, что такие места являются не только укрытием, но и местом кормежки рыбы, поскольку на корягах всегда много естественного корма. Дело остается за малым – подобрать насадку и максимально точно положить оснастку в желаемое место. Для рыбы же плюс наличия коряг состоит в том, что это не только место для питания, но и естественное укрытие от браконьеров и место для бегства после засечки, где она может лишить вас долгожданной фотосессии, запутав и оборвав всю оснастку. Несмотря на все эти сложности, закоряженные водоемы я считаю простыми и самыми перспективными, поскольку при ловле в них практически никогда не требуется вычислять проход рыбы как по месту, так и по времени. Она в корягах есть всегда! Да и с точками ловли, зачастую, все понятно – стенка коряг, одиночная коряга и т. д.
К сложным водоемам я отношу такие пруды, в которых коряг практически нет или они вовсе отсутствуют. Вот здесь приходится поломать голову не на шутку. Направление ветра, время прохода, тщательный выбор точек ловли и многое другое заставляет производить мозговой штурм. Один из таких водоемов я не мог разловить 2 года, хотя знал, что там живут особи 10+! Спешу заметить, что за зиму мною было проанализировано много собранной информации, и в этом сезоне водоем, наконец, покорился мне, но об этом чуть позже.
Сложность таких водоемов состоит еще и в том, что в них рыбе некуда спрятаться от браконьеров, поэтому она может стоять в определенных местах, как загнанный в угол котенок. Соответственно, нужно уметь находить и понимать места, где она может стоять. А это уже крайне сложно сделать, поскольку рыба даже не проявляет себя на поверхности.
Также сложными водоемами можно назвать корытообразные пруды, где возле берега свал и дальше идет совершенно ровный стол с одинаковой глубиной по всему пруду. Искать в таких прудах рыбу очень сложно, поскольку она ни к чему не привязывается и хаотично ходит по всей площади зеркала.
В общем, все водоемы разные и имеют свои сложности. Моя задача, когда выезжаю на какой-либо дикий водоем, всегда одна – понять его и разловить. И обе эти задачи, поверьте, тесно взаимосвязаны!
Места лови, корм и насадки
Как я писал выше, коряги – прекрасное место для ловли дикой рыбы. Будь то одиночная коряжка или стена, рыба там есть всегда. Это ее дом. И за несколько лет, пока я ловлю на различных водоемах, я подобрал весьма хорошую тактику прикармливания в таких местах. Называю ее «посыпь сверху». Она заключается в следующем: смешиваются 2 горсти быстрого сухого пеллета, полгорсти кукурузы, 5 целых бойлов диаметром 14 мм (аналогичных насадке), 5 бойлов размером 20 мм, разрезанных пополам. Далее завозим оснастку в точку, посыпаем сверху и ждем! Такая тактика ловли в корягах работала лучше, чем когда я сыпал целыми совками.
Насадки, как правило, использую размером не более 15 мм (донные и нейтральные) как целые, так и подрезанные. Для чего все эти разделения? Целые донные бойлы целесообразно использовать в ночное время, когда рыба кормится исключительно со дна, и ее ничто не настораживает. Она будет собирать со дна в точке ловли все, что там лежит. Соответственно, ваша насадка ее ни коим образом не насторожит, поскольку и в корме есть такие же бойлы. Также можно применять и нейтральные насадки, хуже не будет, даже лучше. Такая насадка более легкая по сравнению с прикормочными бойлами, а значит, рыбе ее значительно легче взять со дна, нежели «кирпич», скажем так.
Неподрезанные бойлы я использую в основном на проверенных водоемах, в которых уже ловил. Там мне удавалось ловить даже на довольно крупные насадки, когда рыба была очень активна. Один из случаев запомнился надолго. Я пытался отсечь «до пятерок» насадкой 20+14 (донный + поп-ап), но и такой снеговик не помог! Карпы весом 3-7 кг брали его просто на ура! А вот более крупная рыба все же предпочитала именно некрупную насадку размером до 15 мм.
Что касается чистых водоемов, в которых нет никаких естественных укрытий, то в них все значительно сложнее. И именно на таких прудах есть большой шанс остаться с нулем. Ничего удивительного в этом нет, поскольку понять такой водоем с наскока крайне сложно. Нужно тщательно следить за ним во время сессии, фиксировать выходы, если они есть, искать какие-то интересные точки (пупки, бровки, подводную траву или окна в ней и т. д.), следить за направлением ветра, во время которого, возможно, где-то будут наблюдаться выходы рыбы, за облачностью… Все это может помочь в дальнейшей ловле.

Один из ярких примеров – тот самый дикарь, который я не мог разловить 2 года подряд. Этот водоем представляет собой типичное корыто, в котором везде одинаковая глубина и лишь в одном месте есть небольшой стол, который удалось найти маркерным удилищем, а за ним имеется свал с 2.5 на 3.5-4 м. Пожалуй, это лучшее место для ловли в чистом водоеме, поскольку именно под эту бровку сбивает всякий корм, и это своего рода небольшое укрытие. Так вот, в этом сезоне я снова решил попробовать «распечатать» этот пруд, но предварительно собрал приличное количество информации о нем.

Зная точку, я решил покормить ее несколько дней из кобры 20-миллиметровыми бойлами, чтобы хоть как-то ее обозначить и постараться привлечь туда рыбу. Три дня утром и вечером я забрасывал по 300 г бойлов, а на четвертый решил половить, но… Зная, что этот водоем любит пасмурную и дождливую погоду, я был почти уверен в своем провале и в этот раз, поскольку прогноз резко поменялся, и с самого утра во время ловли светило солнце, а на небе не было ни единой тучки. В общем, вся предварительная работа пошла насмарку. Но меня это не останавливало, так как весна – лучшее время для поимки трофейной рыбы, изголодавшейся за зиму.
Через двое суток я снова начал кормить ту же самую точку и в том же количестве. На день ловли прогноз был обнадеживающим – 100% облачность, мелкий дождик и ветер 3-5 м/сек. Это то, что нужно для данного пруда! Спустя пару дней предварительного прикармливания я прибыл на водоем в 4 утра и быстро закинул в точку 2 удилища со стиками и нейтральной насадкой размером 14 мм. В 5:20 сел вязать поводки для следующих рыбалок и… В 5:30 резкий сброс бата вниз, а потом он медленно начал подниматься и уперся в сигналку. Подсекаю и понимаю, что это мой первый трофей 2018 и первая рыба на этом водоеме за 3 сезона. Надо брать! Благо водоем без коряг и прочих преград, которые могли бы помешать мне. Поэтому я спокойно давал рыбе гулять по водоему и не форсировал вываживание. Сматывает леску без остановки? Да пускай сматывает, прятаться ему некуда. Так прошло полчаса, а он все не уставал.
Вторая палка в это время стояла на столе, который я и кормил. Тут произошло то, чего я больше всего боялся,  поехала вторая палка! А я еще с первым карпом не разобрался. Хорошо, что мой товарищ уже ехал ко мне. Оставалось только надеяться на несколько вещей: что карп не зацепит леску второй палки (тогда пиши пропало); что рыба, которая сидит на второй палке, не сойдет; что товарищ успеет подъехать и возьмется за вываживание второй рыбы.
Как так произошло, я не знаю, но обе рыбы нам удалось завести в подсак. На душе радость, в глазах блеск! Передать эти эмоции крайне сложно, такое нужно почувствовать самому. Карп, признаюсь, показался просто огромным и с виду был похож на 15+. Да и вываживание длилось 1 час 10 минут. Он просто не давал поднять себя наверх, постоянно давил массой ко дну или стартовал к центру водоема метров на 50-60 в один заход и ложился на дно. Однако весы, причем двое разных, показали 13.5 кг. Амур же, пойманный на второе удилище, потянул на 12.5 кг. Вот такой водоем всего с одной бровкой принес мне две дикие «задесятки» в начале сезона  супер!

Но бывают водоемы намного сложней, где нет ни бровок, ни столов, ровным счетом ничего, кроме вездесущей травы и тины. В таких водоемах очень сложно ловить по многим причинам. Одна из самых главных задач – найти чистые участки, причем не на поверхности (хотя и это тоже), а на дне, чтобы был хоть какой-то пятак для кормления и ловли. Один из таких водоемов в этом году я уже успел посетить. Не буду скрывать, мне не удалось его распечатать пойманной рыбой, хотя поклевку видел. Однако нужно заметить, что рыба показывалась в районе моих оснасток и явно дразнила меня. Ничего страшного, этот выезд дал мне много информации о водоеме, которая обязательно пригодится при дальнейшей ловле на нем.

Что касается запахов насадок, которые на протяжении уже нескольких сезонов у меня работают лучше всего, причем на различных прудах, то лучшими комбинациями я считаю клубника+слива (нейтральная) и наоборот – слива+клубника. Это для дневной ловли. Для ночной, как правило, я использую одиночный бойл. Можно сказать, эти две насадки топовые, рыба их берет с огромным удовольствием как в пятне корма, так и за ним.

В общем, выводов всегда можно сделать очень много, но успех будет зависеть только от умения понимать водоем, понимать рыбу (как ее движение и места стоянки, так и предпочтения по части насадок), от умения анализировать происходящее вокруг (направление ветра, изменения погоды) и многого другого. Мне в этом сезоне предстоит посетить еще не один дикий водоем, в которых живут поистине крупные рыбы. И я очень надеюсь, что хотя бы одну мне удастся подержать на своей снасти, а при удачном раскладе и сфотографироваться с ней на мате и показать вам.