Об аттрактантах
В карпфишинге в качестве аттрактантов используется множество веществ, принадлежащих к разным группам химических соединений и, на первый взгляд, не связанных друг с другом. Все они в свое время объявлялись чудодейственными средствами для привлечения рыбы, хотя со временем частично утратили свои позиции. В отчетах рыболовов даже можно найти высказывания об их бесполезности. Попробуем чуть подогреть к ним интерес.
Когда описывают карповые аттрактанты, часто пытаются апеллировать к их биохимическим функциям. Например, пишут, что бетаин может служить источником метильных групп, холин нормализует липидный обмен и так далее, и тому подобное. По нашему мнению, это заведомо ложный путь. Биохимические «достоинства» веществ имеют скромное отношение к изменению пищевого поведения. И мы с вами, и все живое привыкло определять привлекательность пищи по ее органолептическим качествам, и слишком часто, к сожалению, самым вкусным оказывается самое вредное.
Что же тогда, если не биохимические свойства, позволило обширной группе соединений стать пищевыми аттрактантами? Мы считаем, что их объединяет всего-навсего высокая концентрация в пищевых объектах рыб, которая за миллионы лет эволюции позволила им стать универсальными пищевыми маркерами. Эти вещества нужны были морским обитателям, чтобы адаптироваться к подчас суровым условиям среды обитания. Они же стали «вкусным» следом, по которому их можно было выследить. Возникнув, эта связь закрепилась генетически и стала у водных обитателей универсальным алгоритмом распознавания съедобных объектов. Каждый раз, когда рецепторы детектируют эти вещества, в мозге формируется сигнал – «пища».
Что же это за вещества? Перед тем, как назвать их, сделаем небольшой экскурс в физиологию.
Вода является главной молекулой живой материи, и способность клеток противостоять ее потере жизненно важна для их существования. С этой проблемой сталкиваются все без исключения одно- и многоклеточные организмы, включая наш с вами. Но, поистине, сверхзадачей это является для живых существ, обитающих в соленых водах морей и океанов. Поддержание осмотического баланса с окружающей средой для них – непременное условие выживания.
Напомним в двух словах, что такое осмотическое давление. Представьте два раствора с разной концентрацией молекул, разделенные мембраной, пропускающей только воду. Такая мембрана называется полупроницаемой. Более концентрированный раствор будет «перетягивать» воду через мембрану на свою сторону, пока концентрации растворенных веществ по обе ее стороны не сравняются. Это явление называется осмос. Мерой силы, вызывающей движение воды, является осмотическое давление. Более концентрированный раствор имеет большее осмотическое давление, причем оно формируется всеми растворенными веществами, независимо от их химического строения. Концентрация осмотически активных молекул измеряется в осмолях.
Клеточная мембрана является по своим характеристикам полупроницаемой, и все эти осмотические «ужасы» разыгрываются по обе ее стороны. Обычные клеточные ионы, метаболиты и белки обеспечивают совокупную осмотическую концентрацию внутри клетки в 300-400 миллиосмолей на литр. В то же время этот показатель в морской воде, обусловленный главным образом хлоридом натрия, составляет в среднем 1000 мосм/л. Для выравнивания осмотического давления водные животные и растения накапливают большие количества специальных веществ. Называются они – осмолиты.
Это небольшие по размеру относительно инертные химические соединения, не оказывающие на клеточные молекулы и структуры негативного влияния. За это их свойство их еще называют compatible solutes – совместимые растворимые вещества. Они позволяют пережить замораживание и высушивание, не погибнуть в условиях экстремально высоких температур, адаптироваться к колоссальному гидростатическому давлению морских глубин и, как было сказано выше, уравновешивают осмотическое давление соленой воды. Далеко не всегда организмы синтезируют их самостоятельно, многие потребляют с пищей. Наиболее активным продуцентом осмолитов является планктон. Остальные существа получают их в порядке очереди, в соответствии со своим местом в пищевой цепи. Концентрация осмолитов может быть очень велика по сравнению с другими клеточными метаболитами. Это делает их идеальными пищевыми маркерами.
Воздержимся от химической классификации данных соединений, остановимся на самых важных представителях. Как это ни удивительно, большинство карпятников отлично с ними знакомо.
Бетаин (если быть точным – глицин-бетаин)
Это самый распространенный осмолит в живой природе. Он присутствует у видов, относящихся ко всем царствам живой природы. В воде активно используется фитопланктоном для адаптации к переменным условиям обитания. Его много в эвригалинных (живущих в воде с переменной соленостью) устрицах, некоторых видах крабов, кальмаров и осьминогов, мечехвостов; бетаин – основной осмолит у кораллов. Необыкновенную привлекательность для рыб зеленогубой мидии тоже связывают с высоким содержанием в ней бетаина.
Это вещество хорошо известно как компонент свекловичной мелассы. Любопытно, что и там он выполняет функцию осмолита. Свекла накапливает сахарозу (химическое название сахара) внутри клетки в специальных мембранных пузырьках – вакуолях. Бетаин в цитоплазме клетки уравновешивает колоссальное осмотическое давление, создаваемое сахарозой внутри вакуолей, не позволяя им «высасывать» из клетки воду.
Бетаин – наиболее часто упоминаемый в научной литературе пищевой аттрактант для рыб. Он повышает привлекательность пищи, ускоряет рост рыб. С его помощью можно даже увеличить потребление корма, не содержащего рыбную муку, что является мечтой всех времен у рыборазводчиков всего мира.
Несколько десятков лет назад бетаин пережил пик популярности, когда Кен Таунли в своем «Путеводителе» написал: «Это без сомнения самая эффективная добавка к приманке, и ее рекорд ничем не превзойден. Я скорее пойду на рыбалку без штанов, чем без приманки, в которой есть Betain.HCl». Прошло почти двадцать лет с момента написания этой эмоциональной фразы. Интерес карпфишеров к бетаину стал более взвешенным, но по-прежнему это наиболее частая добавка в бойловый микс. И, на наш взгляд, вполне оправданная.
Бетаин (если быть точным – глицин-бетаин)
Практически все морские обитатели накапливают ТМАО в своих тканях. Его концентрация варьирует в широких пределах в зависимости от вида, возраста, времени года и географического положения. В среднем мышцы костистых рыб содержат от 20 до 70 мкмоль ТМАО на грамм влажной ткани, а пластинчатожаберных (акулы, скаты) – до 120. Особая привлекательность печени кальмара, вероятно, тоже обусловлена высоким содержанием этого метаболита.
Основными продуцентами ТМАО являются веслоногие рачки, имеющие наибольшую биомассу в пресных и соленых водах. Хотя в тканях рыб есть ферменты, необходимые для эндогенного синтеза этого соединения, в основном они накапливают его из пищи.
ТМАО – прелюбопытнейшее вещество. Помимо адаптации к повышенной концентрации соли, он снижает температуру замерзания тканей у рыб, обитающих в холодной воде; противодействует токсическому действию мочевины у хрящевых, которые используют ее в качестве второго осмолита; предотвращает повреждение молекул и клеточных структур под действием давления у глубоководных рыб и ракообразных. В последнее время его сделали «крайним» в развитии атеросклеротического поражения сосудов у человека, реабилитировав в свете вновь открывшихся обстоятельств пищу, богатую холестерином.
У рыб он может синтезироваться микробами кишечника из триметиламина, а тот, в свою очередь, из таких обычных и полезных веществ, как холин и карнитин. Последние, кстати, также фигурируют в списке карповых аттрактантов, и теперь понятно почему. Триметиламин придает рыбе характерный запах, усиливающийся при ее порче. На этом даже основан лабораторный метод определения свежести морепродуктов.
В карпфишинг ТМАО пришел из индустрии выращивания карпов кои, где он использовался для увеличения потребления пищи и ускорения роста этих декоративных рыб. Знающие люди на заграничных форумах руку дают на отсечение, что секрет успеха карпового питания Солар в значительной мере обусловлен этим замечательным веществом, а знаменитый сквид-н-октопус – чуть ли не ТМАО в чистом виде.
Диметил-бета-пропиоцетин (ДМПТ, диметилсульфониопропионат, сульфобетаин)
ДМПТ синтезируется одноклеточными и некоторыми многоклеточными водорослями. Это основной осмолит фитопланктона, откуда он распространяется далее по пищевой цепи. В отдельных видах накапливается в почти молярных концентрациях, что по биохимическим меркам не просто много, а фантастически много. Моллюски и рыбы получают его с пищей и накапливают до концентрации 10-3 М. ДМПТ поглощается из воды бактериями поверхностных вод и точно так же служит для них осмолитом, одновременно обеспечивая до 11% их потребности в углероде и 100 % потребности в сере. Это показывает, насколько ДМПТ распространен в океане.
Продуктом деградации ДМПТ является диметилсульфид – вещество, которое играет важную роль в биогеохимии поверхностных вод океана и даже влияет на глобальный климат. Это главный источник биогенной серы в атмосфере нашей планеты. Не менее любопытно, что именно это вещество обусловливает приятный нашему носу запах моря.
Имеются научные данные о том, что ДМПТ стимулирует пищевое поведение рыб. Это послужило основанием для использования его в рыбоводстве и рыболовстве. В последнее время ужесточение европейского законодательства в области контроля за пищевыми добавками привело к исключению ДМПТ из списка безопасных продуктов. Нам не известно, что послужило основанием, возможно, просто не хватает данных о его влиянии на здоровье человека и животных.
Привлекательность ДМПТ для карпа известна пытливым рыболовам. Что касается производителей карпового питания, то есть основания полагать, что это один из самых эффективных «секретных» ингредиентов.
Мочевина
Ее используют в качестве осмолита моллюски, двоякодышащие рыбы, амфибии, хрящевые рыбы. У последних мочевина может накапливаться до концентрации в 600 ммолей на литр. Для сравнения содержание глюкозы в крови человека не превышает в норме 5.5 мМ. В отличие от вышеупомянутых осмолитов, мочевина не является «compatible solute» и оказывает негативное влияние на структуру белков. Акулы и скаты решают эту проблему, накапливая параллельно метиламины (ТМАО), обладающие защитным действием.
Мочевина и ТМАО – любопытное сочетание, не правда ли? Возможно, никто его еще не испытывал в карпфишинге. Да и сама мочевина слишком доступное соединение, чтобы не попытаться применить его на рыбалке.
Аминокислоты и их производные
Аминокислоты – главные осмолиты в таких филогенетических организмах как галофильные (солелюбивые) микроорганизмы, некоторые растения, миксины и морские беспозвоночные. Чаще всего упоминаются пролин, таурин, глицин, аланин и бета-аланин. Известно, что по крайней мере некоторые из них применяются в бойлостроении.
Участие в поддержании осмотического давления, естественно, не единственная и не самая важная функция аминокислот. Это весьма востребованные вещества в клетке, и они участвуют во многих важных превращениях. В зависимости от вовлеченности в тот или иной биохимический процесс их уровень сильно варьируется. Аминокислоты – это тот случай, когда четко доказана связь между их концентрацией в клетке и способностью выступать в роли пищевых стимуляторов.
Глицин и аланин – основные по количеству аминокислоты у ракообразных и моллюсков и наиболее часто упоминаемые пищевые стимуляторы на основании изучения предпочтений 35 видов рыб и беспозвоночных. Пролин и аланин имеются в перечне аминокислот, аттрактивных для карпа, приведенном в исследованиях профессора А. О. Касумяна.
Аминокислоты – общепризнанные пищевые стимуляторы и аттрактанты. Об этом свидетельствует огромное количество аминокомплексов, присутствующих на рынке. Большинство из них представляют собой полученные в результате ферментативного гидролиза белка смеси свободных аминокислот и разнокалиберных пептидов (фрагменты белковой молекулы). По всей вероятности такой подход является наиболее рациональным в карповой ловле. Разбираться в том, какие аминокислоты какой вклад делают в этот совокупный эффект, на наш взгляд, следует предоставить ученым.
Аминокислоты – очень сильный обонятельный и вкусовой стимул для рыб. Применяя их в качестве аттрактантов, следует очень осторожно относиться к дозировке. Бездумно добавляя аминокомплексы в корм, можно в лучшем случае не получить эффекта. В качестве примера приведем одно из исследований, в котором было показано, что аланин стимулирует питание у рыб в концентрации 10-9-10-10 М. Это, на минуточку, пятая часть чайной ложки, растворенная в свиме размером 2.5х20х200 метров.
Осмолиты интенсивно изучаются в настоящее время. Список их постоянно растет. Помимо названных выше, в их число входят: диметилсульфонтиоацетат (DMS-Ac), гониол, гомарин, саркозин, тригонеллин, триметиламмония пропионат (TMAP), триметиламмония бутират (TMAB), аланин-бетаин, пролин-бетаин, эктоин, октопин и другие. Сведений о том, что эти вещества используются в производстве карповых приманок, у нас нет.
Возможно, идеального бойла не существует, но никто не запретит нам стремиться его создать. Если принять гипотезу о том, что осмолиты являются пищевыми маркерами и стимуляторами, тут, согласитесь, есть над чем поработать.